РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Радина Марина Валентиновна
МБОУ СОШ №2 с.Казаки Елецкого муниципального района
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основу которого положена новая идеология. Перед современным обществом поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина как субъекта познавательной деятельности, коммуникабельной личности. Важно выявить уже со школьной скамьи, а может быть даже и с детского сада, скрытые возможности одаренности детей, ведь в каждом ребенке такой потенциал заложен, и задача учителя распознать его, развить и направить в нужное русло!
Я работаю с одаренными детьми с 1997 года. Отбор ребят провожу с 5 класса - сначала путем наблюдения, затем диагностирую уровень познавательных интересов, их возможностей в той или иной предметной области. Данное исследование проходит в форме вопросов, тестирования, а также предложения интересующих их тем. Следующим этапом является постановка учеником с помощью учителя личностно значимых целей в изучении предмета, составление плана работы, отбор средств и способов деятельности, установление системы контроля и оценки, определение конечных результатов и форм их представления. Для таких обучающихся разрабатываю индивидуальную образовательную программу, которая предоставляет возможность для углубленного изучения тем и обеспечивает самостоятельность в обучении. Она развивает методы и навыки проектно-исследовательской работы, творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление. Она позволяет поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, помогает работать с использованием различных способов, форм обучения, способствует развитию самопознания, осознания уникальности собственных способностей и понимания индивидуальных особенностей других обучающихся. Дети сами учатся оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять и оценивать работы других учащихся. Главное для учителя — помочь ученику одержать победу над самим собой. Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому при выборе технологии работы с одарёнными детьми, безусловно, следует остановиться на тех стратегиях учебной деятельности, которые основаны на индивидуальных особенностях обучающихся. Я использую те из них, которые, на мой взгляд, наиболее эффективны. Это проектно-исследовательские технологии, проблемное, модульное обучение.
Результатом моей работы является участие ребят в муниципальных, региональных, Всероссийских, Международных конкурсах, олимпиадах и занятие ими призовых мест!