Анализ результатов ГИА по биологии обучающихся 9 классов образовательных учреждений Елецкого муниципального района за 2013 год
Новая форма проведения экзамена выпускников IX классов является неотъемлимым элементом общероссийской системы оценки качества образования. Значимость ГИА по биологии определяется актуальностью и практической необходимостью наличия объективной информации о качестве образовательных услуг в контексте реализации конституционных прав граждан РФ, потребностей развития общества и государства.
Контрольно-измерительные материалы государственной (итоговой) аттестации в новой форме позволяют аттестовать выпускников за курс основной школы и выявить обучающихся, наиболее подготовленных к обучению в профильных классах старшей школы и учреждений СПО.
Экзаменационная работа по биологии в 2013 году состояла из 3-х частей, включающих 32 задания.
Часть I (А) содержала 24 задания (А1-А24). К каждому заданию приводилось 4 варианта ответа, из которых только 1 верный, оценивались задания первой части в 1 балл.
Часть II (В) содержала 5 заданий (В1-В5) из них:
В1 – выбор трёх верных ответов из шести.
В2 – вопрос на последовательность.
В3 – вопрос на соответствие.
В4 – вопрос на умение работать с текстом
В5 - практико ориентированное задание на соотнесение по алгоритму .
Задания оценивались по следующей схеме:
- при верном выполнении – 2 балла,
- при наличии 1 ошибки – 1 балл,
- при наличии 2-х ошибок – 0 баллов.
Часть III (С) содержала 3 задания (С1-С3), на которые надо было дать развёрнутый ответ. Задания выполнялись на отдельном листе.
На выполнение работы было отведено 2 часа 30 мин ( 150 минут).
Экзаменационная работа выявила знания выпускниками основной школы пяти представленных в федеральном компоненте государственного стандарта (2004 г.) содержательных блоков курса биологии основной школы.
Первый блок «Биология как наука» включает знания о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности человека, о научных методах изучения живых объектов.
Второй блок «Признаки живых организмов» охватывает знания о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов живых организмов, об их признаках, наследственности и изменчивости, о способах размножения живых организмов, приёмах выращивания растений и разведения животных.
Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» включает знание важнейших отличительных признаков основных царств живой природы, классификации растений и животных, систематических категориях, об усложнении растений и животных в процессе эволюции.
Четвёртый блок «Человек и его здоровье» включает знание происхождения человека и его биосоциальной природы, высшей нервной деятельности человека и особенностях его поведения, о строении и функциях органов и систем органов, нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности, гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.
Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит информацию о системной организации живой природы, экологических факторах, взаимодействии живых организмов в природе, экологических проблемах, их влиянии на жизнь человека и общества, правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней.
Проверялись усвоение знаний и овладение умениями, навыками, способами деятельности на нескольких уровнях: распознавание, воспроизведение, преобразование, применение знаний и умений в различных контекстах.
Максимальный балл за экзаменационную работу в 2013 году составил 43.
Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале осуществлялась следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Шкала перевода первичного балла за выполнение экзаменационной работы
в отметку по пятибалльной шкале
Общий балл |
0-12 |
13-24 |
25-35 |
36-43 |
Отметка |
2 |
3 |
4 |
5 |
Отметка «3» выставлялась, если выпускник правильно выполнил половину заданий базового уровня.
Отметка «4» выставлялась, если выпускник правильно выполнил все задания базового уровня.
Отметка «5» выставлялась, если выпускник правильно выполнил все задания базового уровня и более чем 2/3 заданий повышенного и высокого уровня.
В Елецком муниципальном районе в 2013 году сдавали биологию 34 выпускника ( 32 выпускника в 2012г) из 5 образовательных учреждений (6 образовательных учреждений в 2012г.), что составляет 15% от общего числа выпускников 9 классов:
МБОУ СОШ с. Воронец – 10
МБОУ СОШ п. Ключ жизни – 10
МБОУ СОШ с. Каменское – 5
МБОУ ООШ с. Малая Боёвка – 3
МБОУ ООШ п. Маяк – 6
Диаграмма 1.
Распределение отметок ГИА по биологии 2013г..
Из диаграммы 1 видно, что количество:
- «2» – 0 %,
- «3» – 9 %,
- «4» – 32 %,
- «5» – 59 %.
По сравнению с 2012 годом:
- уменьшилось
«3» на 3,5%,
«4» на 33,6%
- увеличилось «5» на 37,1%.
Таблица 2
Результаты ГИА-9 по образовательным учреждениям
ОУ |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Успеваемость (%) |
Качество Знаний (%) |
Средний балл |
МБОУ СОШ с. Воронец
|
2 |
8 |
- |
- |
100 |
100 |
32 |
МБОУ СОШ п. Ключ жизни |
7 |
3 |
- |
- |
100 |
100 |
36,7 |
МБОУ СОШ с. Каменское |
2 |
2 |
1 |
- |
100 |
80 |
31,2 |
МБОУ ООШ с. Малая Боёвка |
- |
2 |
1 |
- |
100 |
66,7 |
28,7 |
МБОУ ООШ п. Маяк
|
- |
5 |
1 |
- |
100 |
83,3 |
26,8 |
Итого:
|
11 |
20 |
3 |
- |
100 |
86 |
31,08 |
Диаграмма 2 отражает процент выполнения заданий:
На основе анализа показателей диаграммы № 2 видна картина выполнения заданий из различных блоков на основе содержательных линий, обозначенных в спецификации. Необходимо отметить, что лишь одно задание (А3) выполнено всеми выпускниками.
Подавляющее большинство тестируемых овладели базовым ядром биологического содержания, предусмотренным Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 г. Средний показатель выполнения заданий части 1 (с выбором ответа базового и повышенного уровней сложности) составил 85,4%; части 2 (задания с кратким ответом повышенного уровня сложности) –67,6 %; части 3 (задания с развернутым ответом повышенного и высокого уровней сложности) –32,3%.
Сложными в выполнении оказались следующие задания:
А16 ( необходимо было указать какие органы чувств человека изображены на рисунках)- выполнили 25 выпускников (73,5%),
А17 (на знание рефлексов) – выполнили 23 выпускника (67,6%),
А18 (задание на знание болезней, возникающих при сбоях в функциях желез внутренних секреции и в других случаях) – выполнили 25выпускников (73,5%),
А23(задание на соответствие объекта и процесса)- выполнили 27 выпускников (79%)
Итоги выполнения заданий части В ( повышенный уровень):
|
В1 (2б) |
В2(2б) |
В3(2б) |
В4(2) |
В5(2б) |
|||||
Кол -во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Задание выполнено полностью |
30 |
88 |
23 |
68 |
27 |
79 |
23 |
68 |
12 |
35 |
Задание выполнено частично: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На 1 балл
|
- |
- |
7 |
21 |
3 |
9 |
6 |
18 |
9 |
26 |
. Наибольшее количество ошибок допущено в задании В5. Подобный тип заданий в первую очередь направлен на проверку приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. При их выполнении обучающиеся должны были соотнести морфологические признаки организма или его отдельных органов по фотографии с предложенными моделями, по заданному алгоритму. В качестве таких объектов выступали цветковые растения или их органы, млекопитающие и человек. Необходимость введения подобного типа заданий диктуется повышенным вниманием к реализации практической составляющей курса основной школы, а также общеучебных умений, для проверки которых требуются задания с метапредметным содержанием.
Итоги выполнения заданий части 3
(задания с развернутым ответом повышенного и высокого уровней сложности)
|
С1(2б) |
С2(3б) |
С3(3б) |
|||
Кол -во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Задание выполнено полностью |
17 |
50 |
8 |
23,5 |
8 |
23,5 |
Задание выполнено частично |
|
|
|
|
|
|
На 2 балла
|
|
|
9 |
26,4 |
9 |
26,4 |
На 1 балл
|
5 |
14,7 |
9 |
26,4 |
11 |
32,3 |
Задания части С проверяли умения применять биологические знания в практических ситуациях. Во все варианты были включены задания по разделу «Человек и его здоровье».
Допустили ошибки:
С1 – (личная гигиена) – 17 выпускников (50%)
С2- ( анализ текста биологического содержания) – 26 выпускников (76,5%)
С3- (умение работать со статистическими данными в табличной форме) – 26 выпускников (76,5%)
Выполнение заданий части 3 (С) остаётся на прежнем уровне, следует работать с текстом, формировать умения анализировать текст биологического содержания и на его основе строить умозаключения, проверять гипотезы, обосновывать факты и явления, уметь работать со статистическими данными, представленными в таблице.
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания биологии с учётом результатов экзамена в 2013 году.
1.Начинать подготовку с внимательного изучения нормативных документов (спецификации, кодификатора, демонстрационной версии КИМ), определяющих содержание и структуру экзамена в новой форме, обращая внимание на изменения по сравнению с предыдущим годом.
2. На протяжении всего периода изучения курса основной школы придерживаться одного УМК. Подходить к обору тренировочных пособий и методических разработок для непосредственной подготовки к экзамену.
3. Продумать отбор содержания таким образом, чтобы максимально заложить в учебный процесс отработку требований к знаниям и умениям, сформулированным в федеральном стандарте. С этой целью следует привести в соответствие содержание рабочей программы, по которой работает учитель и примерной программы по биологии, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
4.Систематическую подготовку к итоговой аттестации начинать с первой четверти IX класса, так как именно в это время обучающиеся определяются предметами, сдаваемыми по выбору. Проводить подготовку по следующим направлениям:
- Организация системного повторения четырёхгодичного курса биологии.
- Оптимизация текущего и промежуточного контроля образовательных достижений учащихся.
Целесообразно при проведении любого контроля использовать задания аналогичные заданиям КИМов. Учителю необходимо заранее формировать собственный банк таких тестовых заданий, которые позволят выстроить для каждого ученика в классе индивидуальную образовательную траекторию подготовки к выпускному экзамену и вести диагностическую карту на её основе.
- Целенаправленное формирование у учащихся культуры выполнения тестовых заданий.
Не только в условиях экзамена, но и в практической жизни важно умение человека адекватно понимать и выполнять инструкции, осмысливать задания и находить оптимальные пути их выполнения, четко формулировать свой ответ и записывать его с учётом норм русского литературного языка, организовывать свою деятельность в рамках ограниченного времени, контролировать результаты своей работы. Формирование этих умений требует времени и определённых усилий. Методическую помощь учителю и учащимся при подготовке к экзамену в новой форме могут оказать материал с сайта ФИПИ (www.fipi.ru ).
Итоги экзамена в новой форме по биологии убеждают в том, что предлагаемая структура КИМ ГИА-9 по биологии зарекомендовала себя как эффективная, способная адекватно оценить образовательные достижения выпускников, дифференцировать участников с разным уровнем подготовки, выявить тех, кто в дальнейшем способен успешно продолжить обучение в профильных классах старшей школы, а также в учреждениях среднего профессионального образования.
Экзаменационная работа позволила всесторонне проверить освоение содержания биологического образования по всем разделам школьного курса и овладение выпускниками различными видами учебной деятельности. Это обусловлено, прежде всего, тем, что учебный материал за основную школу проверялся на разных уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком. Положительную роль сыграло введение разнообразных заданий по работе с текстом; оправдало себя введение значительного количества заданий с рисунками, графиками, таблицами. Кроме того, задания ГИА проверяли не только узкопредметные биологические знания и умения, но и общеучебные умения, навыки и способы деятельности, в первую очередь познавательной, а также информационно-коммуникативной.