Работа учителя химии и биологии при введении профильного обучения и задачи на новый учебный год
В 2012-2013 уч. году в нашей школе создан химико-биологический профиль.
Задачи профилизации - создать такие условия в школах, чтобы каждый ученик нашёл себя, понял, какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен.
Моими задачами являются:
Планирование курса "Биология. Общие закономерности" составлено на основе "Программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 класс" автор В.Б. Захаров В.Б, Мамонтов С.Г., Сонин В.И.,. Профильный уровень. Издательство "Дрофа" Москва-2006.
Планирование курса "Химия" составлено на основе "Программы среднего (полного) общего образования по химии 10-11 класс" автор О.С. Габриелян. Профильный уровень. Издательство "Дрофа" Москва-2006.
Преподавание биологии ведется по основным учебникам: Захаров В.Б, Мамонтов С.Г., Сонин В.И. «Общая биология 10 класс. Профильный уровень», В.И.Сивоглазов, И. Б.Агафонова, Е.Т.Захарова Общая биология 10-11 классы. Базовый уровень., дополнительные: Общая биология 10-11 с углубленным изучением биологии, под редакцией В.К.Шумного, Общая биология 10-11 под ред.Полянского Ю.И. Преподавание химии ведется по учебнику «Химия 10 класс. Профильный уровень» (Габриелян О.С.)
При обучении используются дополнительная литература для поступающих в ВУЗы (Кузьменко Н.Е. Начала химии, Егоров А.С., Хомченко Г.П., Химия для поступающих в ВУЗы, Билич Л.Г., Биология для поступающих в ВУЗы, Богданова Т.Л. Биология-справочник для поступающих в ВУЗы, 3 тома «Биология» Грин Н. и другие и конечно же вузовский учебник Н. Л. Глинки «Общая химия" является моей второй настольной книгой».
Программа по биологии немного скорректирована для класса х/б профиля на сдачу ЕГЭ, который требует знания не только общей биологии, но и курсов «Биология растений», «Биология животных», «Анатомия и физиология человека» на более высоком уровне, чем для 6–8-х классов. Поэтому в программу 10-го класса наряду с разделами «Цитология», «Размножение и онтогенез» «Метаболизм», «Генетика и селекция» включен раздел «Царства прокариот, грибов, растений». В 11-м классе кроме разделов «Эволюционное учение», «Возникновение и развитие органического мира», «Экология» изучаются и повторяются разделы «Царство животных» и «Анатомия и физиология человека». В программу включено большое количество практических и лабораторных работ по химии и биологии.
Основная форма занятий – лекции (при изучении нового материала), уроки-дискуссии, семинары, уроки-конференции, уроки-исследования, путешествия, уроки проблемно-поискового характера и другие. Значительное место в данном курсе занимает организация самостоятельной и практической деятельности учащихся. Предусмотрено проведение большого количества практических и лабораторных работ по наблюдению, измерению, тестированию, формированию гипотез, проведению опытов.
Основное содержание курса химии дополняет элективный курс «Химическая лаборатория знаний». Он включает научные семинары, решение нестандартных задач из материалов ЕГЭ и разных олимпиад. В рамках курса учащиеся готовят исследовательские проекты и защищают их на уроках, например, очень интересная выполнена работа по выращиванию кристаллов.
Именно подготовке исследовательских проектов уделяется особое внимание. Темы работ, как правило, медицинской и экологической направленности, исходя из собственных интересов и возможностей с учетом ориентации, может быть на будущую профессию. Исследовательская деятельность является элементом предпрофильной подготовки обучающихся, которую можно начинать уже в начальном звене.
Предпрофильная подготовка ведется мною на уроках и во внеурочное время с 8 класса. Разработано очень много разноуровневых заданий для подготовки к ЕГЭ. Основными задачами данной работы является профориентация обучающихся в нужное русло, подготовка к сдаче экзамена в 9 классе в новой форме, а также экологизация биологических и химических знаний, развитие идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья, изучение влияния окружающей среды на организм человека.
Работа профильном и предпрофильном классе - это колоссальная подготовка к уроку. Для подготовки к уроку я использую много дополнительной литературы, составляю презентации к уроку, разрабатываю опорные конспекты, информационные карты, готовлю вопросы, задания к семинарским занятиям для каждого ученика, инструктивные карточки для лабораторных, практических работ, разноуровневые тесты для зачетов и закрепления изученного материала, чтобы как можно больше, глубже, доступнее дать детям материал, и также спросить это у них. В этой работе мне помогают очень много мультимедийных программ, моделей, недавно приобретенный мною учебник – навигатор с СD-диском. Для этого необходим кабинет, оборудованный компьютером и мультимедийным проектором, которые просто необходимы в профильном обучении биологии. И все это в полной мере будет способствовать реализации и решению всех поставленных задач профильного обучения.
Но проблема в другом: сможет ли наш ребенок, обучающийся именно в нашем 10 классе взять эти знания, усвоить то, что им дают?
Работа профильном классе - это колоссальная подготовка к уроку. Я считаю, что преподаватель в профильной школе должен быть высоко профессионален, компетентен в своем предмете, должен владеть методикой преподавания, техникой эксперимента, использовать новые педагогические, информационные технологии, чтобы идти в ногу с информационным прогрессом или даже немного впереди него, а также свободно ориентироваться в возникающих непредвиденных проблемных ситуациях. Я к этому и стремлюсь изо всех сил.