Сайт Методического объединения учителей химии и биологии
расширенный поиск по сайту
Меню сайта
On-Line
{online}
Наш опрос
Оцените дизайн сайта




Популярное


Анализ результатов ГИА-9 по химии 2013 г.

 Целью проведения в новой форме государственной (итоговой) аттестации по химии выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений является оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по химии и дифференциация их по готовности к обучению в профильных классах или в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Контрольные измерительные материалы для ГИА-9 выпускников основной школы разрабатывались на основе следующих документов:

Обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (Приказ Минобразования России от 19.05.1998 № 1236).

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

 

Подходы к определению содержания и структуры экзаменационной работы новой формы государственной (итоговой) аттестации по химии выпускников основной школы являются аналогичными разработке КИМ единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Модель экзаменационной работы

В ходе проведения экзамена в новой форме использовались единые по структуре и содержанию контрольные измерительные материалы (КИМ) – варианты экзаменационной работы.

Отбор материала для включения в экзаменационную работу проводился на основе кодификатора элементов содержания, составленного в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего образования. В кодификаторе выделены 4 содержательных блока, которые являются основополагающими для курса химии основной школы: «Вещество», «Химическая реакция», «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах», «Методы познания веществ и химических реакций».

Экзаменационная работа 2013 года содержит 22 задания. В ней выделены три части, различающиеся по назначению, содержанию, уровню сложности и форме включаемых в них заданий.

В Части 1 (А) экзаменационной работы были использованы задания с выбором ответа. Они проверяют на базовом уровне усвоение значительного количества элементов содержания (23 из 28): знание языка науки, основных химических понятий, общих свойств классов неорганических и органических соединений, металлов, неметаллов; признаков классификации элементов, неорганических и органических веществ, химических реакций; знания о видах химических связей и др.

В работе представлены две разновидности заданий с выбором ответа. В первом случае учащимся для выполнения задания необходимо выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Другая разновидность заданий предполагает наличие двух суждений, верность которых вначале следует оценить, а затем выбрать ответ.

Верное выполнение каждого задания Части 1 оценивалось 1 баллом, что в сумме составляет 15 баллов.

Часть 2 (В) включает задания повышенного уровня сложности и предполагает краткий ответ. Эти задания, наряду с элементами содержания, проверяемыми заданиями с выбором ответа, проверяют на повышенном уровне усвоение следующего учебного материала: закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; химические свойства изученных классов неорганических веществ, окислительно-восстановительные реакции.

В Части 2 верное выполнение заданий В1–В4 оценивалось максимально 2 баллами. Суммарный балл за Часть 2 составил 8.

Часть 3 (С) включала задания высокого уровня сложности с развернутым ответом. При их выполнении выпускникам необходимо не только сформулировать ответ, но и самостоятельно записать весь ход решения.

Задания этой части проверяли усвоение учащимися следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества.

Выполнение заданий этого вида предполагает наличие у выпускников следующих комплексных умений:

- объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением; взаимосвязь неорганических веществ;

- проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.

Всего в работе предложно три задания с развернутым ответом. При выполнении первого задания необходимо составить уравнения реакций, отражающих взаимосвязь между веществами, принадлежащими к различным классам (группам) неорганических соединений, записать сокращенное ионное уравнение одной из реакций.

Второе задание представляет собою комбинированную задачу, в основе которой два типа расчетов: вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Третье задание предусматривает проверку умения учащихся определять состав вещества, записывать его формулу, давать название и составлять уравнения реакций по описанным в условии задания физическим свойствам и/или признакам протекания химических реакций.

Анализ выполнения заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет осуществлять дифференциацию учащихся по уровню их подготовки и на этой основе выставлять им более высокие отметки («4» и «5»).

Включенные в работу задания распределены по содержательным блокам: «Вещество», «Химическая реакция», «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах», «Методы познания веществ и химических явлений», «Химия и жизнь».

Каждое задание Части 3 оценивалось в 3 балла, суммарный балл составил 10.

Полученные выпускником баллы за выполнение всех заданий суммировались и переводились в школьную отметку. Суммарное число баллов за выполнение всей работы в целом 33 балла.

В 2012 г.шкала перевода рейтинговых баллов в отметки выглядела следующим образом:

Отметкаа по  

5-балльной шкале  

 

 

«2»

 

 

«3»

 

 

«4»

 

 

«5»

Первичный балл

0-8

9-17

18-26

27–33

 

 

 

Как видно из представленной шкалы, минимальное число баллов, необходимое для получения отметки «3», равно 9, что соответствует 58% от максимального числа баллов за задания базового уровня или 27,3% от максимального балла за весь вариант.

Для получения отметки «4» учащимся необходимо набрать 18 баллов, например, выполнив все заданий базового уровня (Части 1) и хотя бы половину одного из заданий повышенного (Части 2). Это соответствует 54,5% от максимально возможного числа баллов.

Для получения отметки «5» выпускнику требуется выполнить все задания базового и повышенного уровня и набрать не менее одного балла за задание высокого уровня сложности.

Таким образом, учащемуся с отличным уровнем подготовки необходимо набрать не менее 27 баллов, что соответствует 82% от суммарного балла за все задания работы.

В Елецком муниципальном районе  в 2013 году сдавали химию 15   выпускников  из 4 образовательных учреждений , что составляет 6,8% от общего числа выпускников 9 классов:

МБОУ СОШ с. Талица -2

МБОУ СОШ п. Ключ жизни – 3

МБОУ СОШ с. Каменское – 7

МБОУ ООШ  п.Солидарность – 3

            Диаграмма 1.

Распределение отметок ГИА по химии 2013г..

 

Из диаграммы 1 видно, что количество:

 

- «2» – 0 %,- «3» – 0 %,- «4» – 14%,-«5» – 86 %.

Такие результаты можно признать положительными: 91,7% выпускников получили за выполнение работы оценки «хорошо» и «отлично».

Средний бал за работу составил 32, что условно соответствует выполнению всех заданий базового уровня и двум-трём правильно выполненным заданиям повышенного уровня.

Таблица 2

Результаты ГИА-9 по образовательным учреждениям

 

ОУ

«5»

«4»

«3»

«2»

Успеваемость

(%)

Качество

Знаний

(%)

Средний

балл

МБОУ СОШ п.Солидарность

 

3

-

-

-

100

100

32,3

МБОУ СОШ п. Ключ жизни

3

-

-

-

100

100

33

МБОУ СОШ с. Каменское

5

2

-

-

100

10

29,1

МБОУ ООШ с. Талица

 

2

-

-

-

100

100

34

Итого:

 

13

2

-

-

100

100

32

 

 

Диаграмма 2 отражает процент выполнения заданий:

 

 

 

 

На основе анализа показателей диаграммы № 2 видна картина выполнения заданий из различных блоков на основе содержательных линий, обозначенных в спецификации. Задания Части А  выполнены всеми обучающимися. В заданиях В2(5%) и В3(14%) допущены ошибки при характеристике органических веществ, определении окислителя и восстановителя в ОВР, степени окисления элементов. Задания  части 3 выполнили большинство обучающихся ( 70%). Основные трудности вызвали задания:

-С2( вычисления массы растворённого вещества) -  40 %;

-С3 ( определение качественного состава неизвестного вещества) -  25 %

Результаты 2013 года позволяют сделать определенные общие выводы:

структура и содержание экзаменационной работы адекватны материалу, изучаемому в курсе химии основной школы;

экзаменационная работа по химии в новой форме является действенным инструментом для дифференциации выпускников основной школы с различным уровнем подготовки;

в подготовке выпускников по химии основной школы существуют слабые стороны, которые должны стать предметом пристального внимания методистов и учителей.

 

Рекомендации по совершенствованию преподавания предмета

с учетом результатов экзамена 2013 года

  1. Внедрять в практику работы учителя личностно-ориентированных методов педагогики с целью усиления внимания к формированию базовых умений навыков у слабых учащихся, кто как не ориентирован на более глубоко изучение химии, а также у тех школьников, кто имеет возможность и желание изучать и усваивать химию на более высоком уровне.
  2. При подготовке к аттестации хорошо успевающих учащихся следует уделять повышенное внимание решению расчетных задач, обучать составлению алгоритма их решения.
  3. Планировать и организовывать проведение уроков обобщающего повторения курса химии 8-9 класса.
  4. Выделять «проблемные» темы в каждом конкретном случае с теми учащимися, которые выбирают химию в качестве экзамена, планировать работу по ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся по этим темам с использованием индивидуальных диагностических карт учащихся.
  5. Учитывать, что базовыми темами курса химии основного общего образования являются: «Закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых ими веществ по группам и периодам Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева», «Химические свойства простых веществ и оксидов»; «Первоначальные сведения об органических веществах». Эти темы требуют постоянного повторения, направленного на совершенствование знаний и умений учащихся.
  6. Усилить практическую направленность обучения в соответствии с программой.
  7. Вдумчиво анализировать нормативные документы, ежегодно издающиеся к итоговой аттестации ГИА-9, демонстрационный вариант 2014 года по химии.

 

Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ:

документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации 2014 года по химии в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов;

Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ;

Перечень учебных пособий, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».

 

 Скачать материал в формате doc:
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

 


Похожие публикации


Объявления
Советуем посетить
Архивы
Облако тегов












   
© Powered by HAMMER
Реклама на сайте