Сайт Методического объединения учителей химии и биологии
расширенный поиск по сайту
Меню сайта
Наш опрос
Оцените дизайн сайта




Популярное


Доклад учителя химии и биологии МБОУ СОШ №2 с.Казаки Елецкого р-на Радиной МВ.

Руководство научно-исследовательской деятельности учащихся в средней школе

Предметы,которые я преподаю, взаимосвязаны между собой и с другими дисциплинами такими,  как география, история , экология. Но есть в преподавании этих дисциплин есть  особенность, без которой усвоение знаний учащимися было бы скучным и неинтересным – это экскурсионная и научно-исследовательская деятельность в живой природе. Проведение экскурсий в природе носит познавательный характер и, как правило, не требует наличия особого оборудования, каких либо углублённых знаний у учащихся. Научно - исследовательская же деятельность, напротив, требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьёзной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению природы родного края.

С 2002 года я веду в нашей школе кружок «Исследователи природы» и занимаюсь с детьми научно-исследовательской работой по  изучению экологической обстановки нашего села, заболеваемостью детей детских садов, школ района, исследованием вредных привычек подростков и другими вопросами. Тему первой работы нам «подсказала» окружающая действительность, сама жизнь. Наша школа находится на трассе западного направления Елец-Орел и далее Белоруссия, Польша, Венгрия и другие страны. Бесчисленный поток автомобилей, проезжая мимо, дал задуматься: А чем мы дышим? Не от этого ли высокая заболеваемость дыхательных путей у детей? Все эти причины и побудили нас глубоко и серьёзно заняться проблемами изучения загрязненности воздуха автотранспортом и влияние ее на здоровье детей. Данная работа заняла первое место в области и была отправлена на Всероссийский конкурс юных исследователей природы, где была высоко оценена компетентным жюри Всероссийского уровня. Это и подстегнуло меня продолжить данную деятельность

Исследовательская  работа с учащимися  является трудным, кропотливым, затратным по времени для педагога, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь победа ученика (впрочем, как и неудача) это радость или огорчение учителя, работавшего с ним. С ростом ученика растёт и учитель.

Важным звеном в подготовке юных исследователей разного уровня, на мой взгляд, является правильный  подбор учителем детей для занятий в кружке. Легче  заинтересовать данной работой  ученика 5, 6 или 7-го класса,  потому что в этом возрасте общая учебная нагрузка другими предметами ниже, чем, например, девятиклассника. Я сразу объясняю все условия занятий и надеюсь на их добросовестность и трудолюбие.

Основное требование средней школы – научить каждого, что, на мой взгляд, маловероятно, но вот научить ученика, желающего получить знания, это просто обязанность учителя. Поэтому можно, конечно, предложить дополнительные занятия любому ученику независимо от уровня его способностей, но для результативности занятий я тестирую ребёнка на предмет, чтобы выявить его способности, и выявляю склонности, задатки ребенка при беседе с родителями, что немаловажно.

Важный момент на пути установления деловых контактов между учителем и учеником, который занимается научно-исследовательской работой, это конечный результат занятий. Ведь хорошо известно, что любая работа учеником будет выполнена аккуратно, в срок и на должном уровне, если за его работу будет поощрение. Такая работа должна быть поощрена оценкой “5” в журнале и дневнике, а может быть даже и не одной, если ученик это заслужил, призом  грамотой. По возможности необходимо вручить грамоту за призовое место и непременно на общешкольной линейке, где администрации нелишним будет акцентировать внимание школьного коллектива на трудолюбии ученика. Собираясь предложить школьнику дополнительные занятия, необходимо выяснить, кем бы он хотел стать в будущем, к какой специальности “лежит душа”. Может оказаться, что ученик сам заинтересован в дополнительных занятиях с учителем – и это наилучший вариант, когда инициатива исходит от самого учащегося. А иногда бывает и так, что именно учитель оказывает существенное влияние на выбор жизненного пути учеником и такие случаи не редкость в нашей школе.

Важным  шагом является  работа с дополнительной литературой, Интернетом.  И тут важен не объём и количество прочитанных страниц, а осознанное усвоение материала.

Подготовка учащегося к выполнению научно – исследовательской работы носит особый характер. Ведь помимо книжных знаний, ученик должен владеть навыками исследовательской работы в живой природе, уметь определять (а в идеальном случае и знать наизусть, что называется, “в лицо” многие виды растений и животных) объекты живой природы по определителям. На первом этапе ученик подробно знакомится с методиками исследования объектов живой природы, овладевает знаниями по использованию определителей, изучает представителей местной флоры по имеющимся в школе гербарным экземплярам. Методики полевых исследований очень доступно и полно изложены в книгах  «Школьный экологический мониторинг», Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000, «Методическое пособие для проведения экологических исследований. – Липецк, 2006, Составитель: И. Ю. Лычковская, «Летний полевой практикум по экологии» Учебное пособие /Под ред.  В. М. Басова, В. И. Капитанова. – Елец: ЕГУ им. А.И. Бунина, 2004, а так же в брошюрах, выпущенных ассоциацией “Экосистема”, под редакцией кандидата биологических наук А.С.Боголюбова, Москва, 1996-1998г.г. Методические материалы подробно разбираются с учащимся на занятиях кружка, затем многократно апробируются на модельных сообществах в окрестностях села. Причём учителем заранее проводится обследование и подробное описание территории, которая будет предложена в последующем ученику для исследования. При таком раскладе учитель имеет возможность проконтролировать достоверность результатов, полученных учащимся. В случае, если ученик успешно овладел предлагаемыми ему методиками, на следующем этапе ему доверяется самостоятельная исследовательская деятельность под чутким наблюдением руководителя, которая в дальнейшем представляется на региональной выставке «Шаг в будущее. Центральная Россия», на Областном  конкурсе  юных исследователей природы, а зачастую выходит и на более высокий уровень – Всероссийский.

В рамках нашего школьного научного общества «Исследователи природы» теоретическая подготовка учащихся по экологии неразрывна с практическими занятиями по овладению различными методиками и тематическими экскурсиями на водоём, луг, лес. Важную роль в пополнении экологических знаний учащихся школы играет и экологический маршрут, существующий с 2002 года, основные этапы которого – “Водоём”, “Свалка”, “Муравейник”, “Растения луга”, “Экотон”, “Растения хвойного леса”. Необходимо отметить, что маршрут был разработан самими учащимися, членами научного общества, которые и проводят по маршруту экскурсии, как для учащихся школы, так и для учителей района. Экологический маршрут является важным инструментом экологического воспитания учащихся в живой природе.

Зачастую нестандартность темы, трудолюбие и энтузиазм учащихся, высокий уровень научного руководителя,   хорошее качество добросовестно проведённого исследования позволяют выполнять работы, которые получают призовые места не только на областном, но даже и на Всероссийском уровне. Так в 2005 году учащимся школы Радиным Евгением была выполнена и успешно защищена на областном конкурсе юных исследователей природы  научно – исследовательская работа «Влияние автотрассы западного направления на состояние окружающей среды села Казаки». Необычность темы и широта постановки проблемы в работе, высокое качество наглядного материала, достойная защита проекта были оценены областным жюри – 1 местом. Эта же работа на  Всероссийском конкурсе юных исследователей природы  в Москве была удостоена поощрительного диплома и памятных подарков. Интересными, на мой взгляд, работами являются и многие другие, например, «Изучение причин курения подростков МОУ СОШ №2 с. Казаки», выполненная  Медведевым  Иваном Васильевичом, «Изучение загрязненности воздуха автотранспортом в районе школы № 2 с. Казаки», выполненная Корастелевой Татьяной Владимировной,  «Изучение заболеваемости детей в МОУ СОШ №2 с. Казаки», «Влияние экологических факторов на здоровье детей Елецкого района», выполненные Афанасовой Юлией Валерьевной, – членами кружка «Исследователи природы». Все эти работы были отмечены призами и наградами на мероприятиях экологической тематики разного уровня. За годы существования кружка выполнено более 17 исследований.

При выборе тем  мы руководствуемся  принципом – «Мыслить глобально, действовать локально».

При выполнении работ мы стараемся пользоваться общепринятыми, широко известными и достаточно хорошо апробированными методиками. Ведь достоверность результатов, полученных при использовании таких методик, значительно выше. Очень часто при описании сообществ мы используем «Летний полевой практикум по экологии, разработанный  на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Определившись с методикой выполнения работы, составляется её план, руководствуясь при этом определёнными правилами, которые, на мой взгляд, достаточно доступно изложены в книге  И. Ю Лычковской,  «Методическое пособие для проведения экологических исследований» - Липецк, 2006 г. Нужно также помнить, что к оформлению детских научно – исследовательских работ предъявляются такие же жёсткие требования, как и к студенческим курсовым и дипломным работам, чтобы уже со школьной скамьи учащийся привыкал  к грамотному, чёткому, единообразному оформлению результатов своей работы, в ВУЗе ему будет учиться значительно легче.

Примерным вариантом плана оформления исследовательской работы может служить следующий.

  1. Грамотно оформленный титульный лист.
  2. Содержание или оглавление.
  3. Введение.
  4. Обзор литературы по проблеме исследования.
  5. Методика выполнения эксперимента и используемое оборудование.
  6. Результаты эксперимента.
  7. Обсуждение результатов эксперимента.
  8. Математическая обработка результатов эксперимента.
  9. Выводы и рекомендации.
  10. Список использованной литературы.
  11. Приложение (Может содержать таблицы, схемы, рисунки, фотографии).

В большинстве случаев одним из основных руководителей работы является учитель – предметник, непосредственно работающий с учеником. Однако часто мы консультируемся  с учёными Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Липецкого педагогического университета, сотрудниками  Елецкой центральной  районной больницы, Казацкого Крахмало - паточного комбината, Елецкого лесхоза. Именно благодаря этим учёным   детские работы  превращаются в полноценные научные исследования, заслуживающие всеобщего признания. Многочисленные консультации, рекомендации учёных, правки текста, ценные советы по грамотному оформлению   воспитывают у наших учащихся культуру научного труда, углубляют интерес к научным исследованиям, делают более ощутимой связь школа – вуз.  Такие контакты повышают научную ценность, достоверность полученных результатов, приучают учащихся к аккуратности, воспитывают чувство ответственности.

Работы, выполненные учащимися  кружка «Исследователи природы», не только ценны сами по себе, они воспитывают ответственность перед другими людьми и окружающей средой, прививают ответственное отношение к своему здоровью, образованию, морально этическим нормам, кругу общения ,  являются важным звеном в цепи мероприятий по формированию экологической культуры обучающихся, воспитанию гармоничной всесторонне развитой личности.

 

Скачать в формате doc:
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

 


Похожие публикации


Объявления
Советуем посетить
Архивы
Облако тегов












   
© Powered by HAMMER
Реклама на сайте